К возрождению волгоградского "Химпрома" появились вопросы

На завершившемся Петербургском международном экономическом форуме российская компания GTM One (входит в АЕОН Романа Троценко) и китайская госкомпания CNCEC подписали соглашение о строительстве комплекса по производству метанола на территории особой экономической зоны «Химпром» в Волгограде. Об этом сегодня пишет «Коммерсант».

Общая стоимость проекта оценивается в 114 млрд руб. Больше 80 млрд пойдет на метаноловый завод мощностью 1 млн тонн в год, который станет «якорным» производством для целого химкластера. Построить основное производство рассчитывают до 2026 года, при этом собственником будет российская компания, а китайские партнеры выступят в роли EPC-подрядчика.

Финансировать проект будут из заемных средств — там же на ПМЭФ23 Газпромбанк объявил о соглашении с GTM 1 (входит в AEON), по которому банк станет инвестором волгоградского проекта на сумму «более 100 млрд руб.».

Подконтрольный «Ростеху» волгоградский завод «Химпром», выпускавший широкую линейку химической продукции, в том числе уникальной, в 2012 году был объявлен банкротом, а в 2014м остановил производство. Региональные власти обещали создать на его базе новые производства, используя преимущества промплощадки — наличие запасов сырья и мест для складирования отходов, резервов энергомощности и транспортной доступности.

В 2019 году имущество завода за 103,2 млн руб. (при стартовой цене торгов 3,8 млрд) выкупило ООО «Промышленные технологии», принадлежащее Роману Троценко и его партнерам Андрею Донских и Александру Шведову. Тогда же было объявлено об участии в проекте химкластера японской корпорации Marubeni и датской Haldor Topsoe (технологии).

Однако эти планы также не были реализованы.

В октябре 2022 года правительство РФ одобрило создание на территории бывшего «Химпрома» особой экономической зоны. В ОЭЗ планируют организовать больше 800 рабочих мест на заводах по выпуску метанола, биопротеинов, химсредств для защиты растений и т.п.

В России выпускают около 4,5 млн тонн метанола ежегодно, при этом внутренняя потребность — 2,5 млн тонн. Уже в прошлом году российские производители столкнулись с проблемами со сбытом продукции. Основным рынком был европейский, а в конце года метанол еще и попал в восьмой пакет санкций ЕС.

Заслуженный химик России, бывший топ-менеджер ряда химпредприятий и экс-депутат Волгоградской облдумы Олег Болотин признается, что новые оптимистичные планы его «несколько ­удивили».

«Не могу опровергать официальную информацию, но сейчас выглядит очень сомнительно, хотя бы по ситуации с железной дорогой»,— рассуждает господин Болотин.

Полноценное использование речного пути потребует строительства нового крупного причала, а проходимость Волго-Донского судоходного канала всего восемь-девять месяцев в году.

«На самых громких форумах и раньше заявляли о контрактах, которые лишь протоколы о намерениях»,— добавляет господин Болотин.

Рассчитывать на рост внутреннего спроса пока тоже сложно, отмечает издание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *