Эксперты заявили о преодолении кризиса производства упаковки в России

Россия полностью преодолела кризис в индустрии упаковки для продуктов питания и локализовала все массовые виды и форматы упаковки для молочных продуктов и детского питания. Об этом говорится в исследовании «Адаптация молочной отрасли к влиянию санкций. Упаковка» аналитического агентства Milknews и Национального союза производителей молока (Союзмолоко), пишет РБК.

По данным Союзмолока, основные участники рынка упаковки локализовали производство всех основных сырьевых компонентов, а объем выпуска полностью покрывает спрос. Молочная индустрия остается наиболее сложным сегментом для обеспечения упаковкой из-за разнообразия видов продукции, форматов, высоких требований к гигиене и качеству, а также технологически сложных упаковочных решений, указано в материалах Союза. Ежегодно в молочной индустрии фасуется 12,8 млн т продукции, для которой необходимо 32,2 млн штук упаковок различного вида и состава.

В 2022 году отечественные производители упаковки для продуктов питания столкнулись со сложностями в обслуживании и обновлении оборудования, а также с нехваткой картона из-за западных санкций против России, последовавших после начала специальной военной операции на Украине.

Изображение: Tetra Pak

В апреле 2022 года Евросоюз в рамках пятого пакета санкций запретил поставки в Россию типографической краски, бумаги, картона, пленки, а также машин для печати. Все это полиграфическое оборудование и материалы, которые используются при производстве упаковки, завозились в Россию из-за рубежа. Чтобы растянуть запасы краски, пока не будут найдены альтернативные поставщики, российские производители молочных продуктов и соков вынуждены были ввести временные, почти белые упаковки продуктов с минималистичным дизайном.

В апреле 2022 года с нехваткой производимой Tetra Pak упаковки для кефира и ряженки столкнулась компания «Молвест» (бренды «Вкуснотеево», «Нежный возраст» и «Фруате»), рассказывал РБК основатель компании Аркадий Пономарев. Также из-за нехватки тары для хранения задерживались поставки соков и молока в сетевые магазины, жаловались ритейлеры.

В июле 2022 года крупнейший поставщик пищевой упаковки на российском рынке Tetra Pak объявил о передаче российского бизнеса местному менеджменту на фоне «экспортных ограничений и нарушений цепочек поставок в Россию».

Компании принадлежал завод в подмосковной Лобне — крупнейший в России и в Восточной Европе по производству упаковки для жидких пищевых продуктов. В октябре 2022 года бывшая российская «дочка» шведской Tetra Pak возобновила производство полноцветной упаковки, а также сменила юридическое название компании на АО «Упаковочные системы». Другой крупный производитель упаковки, норвежский Elopak (бренд Pure-Pak), также продал российский бизнес местному менеджменту.

В общем объеме упаковки 31% приходится на многослойный картон (асептический и неасептический), 17% — на пластиковые ПЭТ-бутылки, 25% — на гибкую полимерную упаковку (фин-пак, флоу-пак, стейбл-бэг, дой-пак), остальной объем занимают другие материалы (ПЭВП, бумага, фольга и т.д.).

Как предотвратили «упаковочный» коллапс

Чтобы предотвратить «коллапс на рынке продуктов питания», крупнейшие игроки рынка оперативно нашли альтернативных поставщиков в дружественных странах, а также заменили ключевые сырьевые компоненты, такие как картон, бумага, полимеры, пластики, фольга и краски, говорится в исследовании Milknews и Союзмолока.

Дефицит упаковки ощущался только в мае-июне 2022 года из-за падения импорта картона и панического роста объема заказов, с которым отечественные поставщики не могли справиться. Новая база поставщиков в России и дружественных странах насчитывает около 400 партнеров, а запасы упаковки выросли в 4 раза.

В исследовании Союзмолока уточняется, что локализация производства асептической упаковки, которая используется в том числе для детского питания и обеспечения удаленных регионов страны, стала одним из ключевых факторов стабилизации ситуации. Сейчас завод «Упаковочных систем» в Лобне может выпускать до 5 млрд шт. упаковок в год.

Кроме этого, «Упаковочные системы», Danaflex, «Европласт» локализовали выпуск всех видов упаковки и ключевых сырьевых компонентов (бумага, гофрокартон, полимеры, пластики). Компании Danaflex, «Ламбумиз», «Молопак» существенно нарастили объемы выпуска продукции и прорабатывают новые инвестиционные проекты, говорится в исследовании.

Повышение ставок ввозной пошлины на упаковку

Для полного обеспечения рынка отечественной упаковкой и сокращения объемов импорта из Китая требуются регуляторные изменения, указывают аналитики. Например, нужны разработка отдельной стратегии локализации и установление прозрачных «правил игры» для индустрии, в том числе выравнивание условий работы на рынке для отечественных игроков и импорта через пошлины и другие инструменты регулирования.

В пресс-службе Минпромторга согласились, что конкуренция с китайскими производителями, которые имеют более низкую стоимость сырья и экспортную поддержку, — один из вызовов для российских производителей упаковочных материалов. В министерстве отметили, что проводят «постоянную работу» по ограничению роста импорта асептической и неасептической упаковки.

В частности, по инициативе Минпромторга в рамках работы подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции было отменено продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины в отношении этих видов упаковки. С 31 марта 2023 года на них установлена 5%-ная ставка ввозной таможенной пошлины, при этом с 30 сентября 2022 года для части импортной неасептической упаковки установлена пошлина 7%.

Сложности, по словам представителя компании «Упаковочных системах», возникают не с увеличением российского производства упаковки, а с потоком импорта, в том числе из Китая. «В этом вопросе мы рассчитываем на внимание органов власти. Важно, чтобы приоритет независимости от импорта был не только заявлением, но и стратегией реальной поддержки российских производителей», — резюмировал представитель «Упаковочных систем».

Внутренний рынок полностью обеспечен упаковкой отечественного производства, ситуация стабильна, подчеркивают в пресс-службе Минпромторга. «Все категории продуктов продолжают быть доступными на полках наших магазинов практически без малейших изменений в потребительских свойствах упаковки. 

Предприятия не просто вышли на досанкционный уровень загрузки, но мы видим следующий вызов, у нас есть большой профицит высокотехнологичных мощностей, а по отдельным видам продукции сформирован экспортный потенциал, готовый к реализации», — утверждают в министерстве. А для обеспечения предприятий АПК критическими видами полимерной упаковки, включающей, например, полимерную ленту и вкладыши для сыров, в декабре 2023 года была утверждена «дорожная карта» — сейчас для этих проектов ищут инвесторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *