Центр НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ имени Н. Э. Баумана приступил к разработке суперконструкционных инженерных пластмасс для производства деталей автомобилей и беспилотников, рассказал д.х.н., директор Центра НТИ Евгений Александров в рамках прошедшего с 10 по 11 апреля симпозиума «Цифровое материаловедение».
«Благодаря специальным характеристикам разрабатываемых пластмасс срок службы производимых деталей значительно увеличится, так как они не будут подвержены коррозии и будут более износостойкими, чем аналогичные детали из металла. Речь идет о термопластах, из которых, например, делают бамперы автомобилей. При этом они безопаснее обычных эпоксидных смол, которые отличаются хрупкостью», — пояснил Евгений Александров.
Евгений Александров, д.х.н., директор Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана Изображение: пресс-служба МГТУ имени Н.Э. Баумана
По словам разработчика, запрос на такие материалы поступает также из железнодорожного сектора для создания более совершенных моделей транспорта, в том числе легкого электровоза на аккумуляторах. Помимо этого, ведутся исследования по разработке материалов для безэкипажных катеров.
На прошедшем мероприятии отмечалось, что сегодня в части синтеза материалов есть несколько проблем: ученые не делятся данными неудавшихся экспериментов, что приводит к таким же неудачам у других ученых, и процесс разработки материалов затягивается, а при успешном синтезе возникают трудности при сертификации, так как ГОСТов для новых материалов нет. При этом «в сфере интернет-технологий не все ученые обладают цифровыми компетенциями, что также замедляет процесс работы».
Для комплексного решения проблем ученые Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с партнерами работают над созданием Цифровой платформы для материаловедов.
«Это комплексное программное обеспечение, в котором будут базы данных различных материалов, возможности создавать цифровые двойники материалов и изделий, проводить их виртуальные испытания. И это всё в достаточно простом интерфейсе конструктора, для работы с которым не требуются специальные навыки программирования», — отметил Евгений Александров.
Своим опытом разработки похожих платформ, цифровизацией различных технологических отраслей и научных исследований поделились сотрудники РФЯЦ ВНИИЭФ (Росатом), ТМиК, МГУ им. М. В. Ломоносова и др. В части материаловедения среди докладчиков были ученые из НИЦ «Курчатовского института», ФИЦ ПХФ и МХ РАН и др.