Компании СИБУР и «ДИПО» (г. Тольятти) 4 февраля 2025 года подписали соглашение о намерениях в области развития локального производства автокомпонентов с применением синтетических полимерных материалов.
В рамках соглашения предполагается совместная разработка новых марок полимеров и автомобильных компонентов с их применением, таких как топливные системы, детали кузова, экстерьера, интерьера, силового каркаса и светотехники.
«Подписание данного соглашения является планомерным результатом нашей работы с отраслью, которую мы начали несколько лет назад, и открывает новые возможности для дальнейшего развития технологического суверенитета автомобильной промышленности. Благодаря подобным сотрудничествам появляется дополнительный стимул для создания новых решений из синтетических материалов и производства инновационных продуктов. На базе научно-исследовательских центров „СИБУР ПолиЛаб“ ведется разработка широкого спектра новых решений для отрасли, ранее не выпускавшихся в России», — рассказал Анатолий Светликов, директор дивизиона «Транспорт» СИБУРа.
Plastic Omnium, учредитель компании «ДИПО» была первой, кто использовал экструзионно-выдувное формование для производства пластиковых топливных баковИзображение: ООО «ДИПО»
СИБУР и «ДИПО» также планируют производство тестовых мелкосерийных партий автомобильных компонентов и их прототипов. Компании ожидают, что данная инициатива не только способствует снижению зависимости локальных производителей автокомпонентов от импортного сырья, но и поддержит дальнейшее развитие автомобильной промышленности.
«Расширение сотрудничества с СИБУРом — стратегический шаг к технологической независимости российской автомобильной промышленности и смежных отраслей. Локализация производства автокомпонентов на основе синтетических материалов не только снижает зависимость от импортного сырья, но и способствует созданию новых высокотехнологичных решений, которые позволят повысить конкурентоспособность отечественного автомобилестроения. Наши совместные инициативы будут направлены на развитие новых технологий, улучшение эксплуатационных характеристик автомобилей и повышение эффективности производств, что в конечном итоге способствует развитию автомобильной отрасли», — отметил Дмитрий Костек, генеральный директор ООО «ДИПО».
Отдельным направлением сотрудничества СИБУРа и «ДИПО» станет разработка решений для замещения металла на более легкие полимерные материалы. В современных автомобилях полимерные компоненты занимают значительную долю во всех основных узлах автомобиля, при этом они составляют только 10–15% от его массы.
Использование легких композитных материалов на основе полимеров позволяет снизить общую массу автомобиля, расход топлива и выбросы СО2, а также освободить место для других нужд.
Разработка собственных продуктовых полимерных решений становится одним из ключевых элементов для дальнейшей локализации производства автокомпонентов и достижения технологической независимости отечественной автомобильной промышленности в целом.
Оценочно, в горизонте 2028 года существует как минимум двукратный потенциал расширения применения полимеров в российском автомобилестроении, а доля отечественных материалов составит около 80%.
При этом себестоимость изготовления полимерных элементов в 1,5–2 раза меньше, чем металлических аналогов, а время сборки некоторых узлов сокращается в 2–3 раза благодаря использованию крупногабаритных деталей. Кроме того, полимерные компоненты не подвержены коррозии, что само по себе сокращает расходы на ремонт и поддержку транспортного средства.
Согласно предварительным данным Росстата, в 2024 году объем производства всех типов автомобилей в России составил 982 тыс. штук, что на 36% превышает показатели 2023 года. Положительную динамику автопроизводителям обеспечило в том числе расширение спектра созданных специально для отрасли российских марок полимеров, потребление которых за год выросло на 24%.