Рентабельность производства крупной бытовой техники снизилась в России

По данным ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), в 2022 году на отечественном рынке доля произведенных в России мониторов составляла 35%, телевизоров — 80%, а холодильников и стиральных машин — 90%.

После ухода с рынка пяти производителей крупной бытовой техники (КБТ), таких как Bosch, LG, Samsung, Electrolux и Whirlpool, на долю которых приходилось до 40% КБТ в денежном и натуральном выражении, их ниши стали заполнять китайские и турецкие бренды, а также белорусский «Атлант» и российские Darina, Gefest, Flama, Elikor, Pozis, «Витязь», «Бирюса» и др.

Однако, по прошествии года объем выпуска КБТ в стране так и не восстановился. В частности, производство бытовых холодильников и морозильников, по данным Росстата, за первый квартал этого года составило 549,97 тыс. т, что на 17,6% меньше, чем за аналогичный период прошлого. Еще хуже результат продемонстрировали бытовые стиральные машины, которых с января по март было выпущено 629,4 тыс. т, это на 38,7% меньше, чем в прошлом году.

В производстве крупной бытовой техники турецкой компании Arçelik будут использоваться российские компаунды НПП «ПОЛИПЛАСТИК»  В производстве крупной бытовой техники турецкой Arçelik используются компаунды российской НПП «ПОЛИПЛАСТИК» Фото: Arçelik

Ушедшие компании, которые имели местные производственные мощности, вынуждены были от них отказаться или законсервировать. Так, Bosch продал свой завод под Санкт-Петербургом, LG перенес производство в другую страну, а американский Whirlpool (Indesit, Hotpoint) реализовал завод в Липецкой области турецкой компании Arcelik, владеющей брендом Beko. В свою очередь Electrolux продал российский бизнес местному менеджменту, который планировал запустить производство под брендом Vard.

Китайская компания Haier, которая еще в 2019 году запустила завод в Набережных Челнах по выпуску стиральных машин, холодильников и телевизоров, планировала к концу 2022 года построить на том же участке вторую очередь, что до сих пор, увы, не реализовано. 

Турецкий Vestel изучал перспективы восстановления производства своего завода в Александрове, который был законсервирован в 2016 году, но до сих пор не принял положительного решения. Китайская Midea, открывшая в 2020 году завод холодильников в Татарстане, анонсировала запустить там же, в ОЭЗ «Алабуга», производство стиральных машин в 2023 году, однако ввод нового участка тоже под вопросом.

Совсем недавно, в апреле этого года, Haier, владеющей итальянским брендом Candy, вынужден был приостановить выпуск продукции на заводе в Кирове на фоне ослабления рубля, снижения спроса и роста конкуренции со стороны более дешевой продукции, поступающей из Китая.

Это подтверждается данными статистики ТНВЭД, согласно которой импорт холодильников в Россию в 2022 году резко увеличился, а в четвертом квартале впервые за последние пять лет превысил объем внутреннего производства.

Такая же печальная ситуация наблюдается и со стиральными машинами, которых в 2022 году было импортировано 1,43 млн шт., что равно половине всего отечественного производства. При этом если в первом квартале было ввезено 163,76 тыс. единиц техники, то уже в четвертом квартале импорт вырос больше чем в 4 раза и впервые за пять лет также превысил местное производство.

В первом квартале 2023 года импорт холодильников и стиральных машин остался на высоких уровнях, хотя и замедлился из-за ослабления рубля и низкого сезонного спроса.

Цены на российские полимеры ограничивают производителей КБТ 

«Зарубежные компании, которые локализуют и расширяют производства бытовой техники в России, рассчитывают не только на местный рынок, но и на поставки в соседние страны. Это экономически целесообразно, если в России будут ниже цены на рабочую силу, энергоресурсы, а также на материалы, такие как металлы и пластмассы. В комплексе это дает преимущество и рентабельность. Но препятствием может стать дефицит и высокая стоимость импортных комплектующих или сложность в их доставке», — отмечал в интервью «Ъ» коммерческий директор Holodilnik.ru Алексей Погудалов.

В производстве крупной бытовой техники существенную долю занимают пластмассовые компоненты. В частности, для стиральных машин из компаундов АБС-пластика и полипропилена (ПП) производят панели управления и ручки, а из ПММА — смотровые окна. В холодильниках помимо ПП и АБС, полиамида (ПА6) и полибутилентерефталата (ПБТ) для литья внутренних стенок, лотков, емкостей для хранения овощей, молочных продуктов, яиц и пр. часто используют поликарбонат (ПК), САН, а также полистирол (ПС) и полиуретаны (ПУ) для теплоизоляции. Большинство этих материалов и марок не производятся в стране в необходимом ассортименте и качестве.

В то же время полимерные материалы, производство которых давно налажено в России, производители КБТ вынуждены сегодня закупать по ценам почти в 2 раза выше, чем у зарубежных аналогов.

В частности, по данным Plastinfo, цены на полистирол в России с начала года выросли на 18%, а полипропилен подорожал на аномальные 24%, что сделало его антирекордсменом среди крупнотоннажных полимеров, и это несмотря на то, что мире цены на ПП падают в связи с низким спросом, дешевеющим сырьем и профицитом производства, который существуют и в России.

Россия. Цены на полипропилен с начала года подскочили на 24%

«Локальные производители крупной бытовой техники столкнулись с закрытием экспортных возможностей, но вместе с тем теряют и внутрироссийский рынок. Высокие цены на сырье в России не позволяют местным производителям конкурировать с импортными поставщиками. Так, в бюджетных моделях КБТ полимеры могут составлять до 10–15% от стоимости изделия. Статистика показывает кратный рост ввоза импортных стиральных машин в РФ уже со второй половины 2022 года, а в первом квартале 2023-го импорт в Россию стиральных машин вырос втрое в сравнении с годом ранее», — прокомментировал ситуацию Александр Денисов, заместитель директора по продажам Торгового дома «Полипластик».

Азия. Цены на полипропилен упали до трехлетнего минимума 

Сегодня участники рынка крупной бытовой техники говорят, что без финансовых льгот и таможенно-тарифной политики в отношении цен на сырье со стороны государства производство данного вида изделий в России становится нерентабельным и неконкурентоспособным даже внутри страны, не говоря уже о зарубежных направлениях. Теряются с таким трудом достигнутые компетенции в создании бытовой техники и высококвалифицированные рабочие места. Страна по-прежнему не может преодолеть барьер технологического суверенитета, так и оставаясь сырьевым придатком, но уже не Запада, а Азии.

Цены на полимеры в России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *