Итальянская Novamont (входит в нефтехимическую группу Eni) оштрафована на 30,4 млн евро (2,8 млрд руб.) антимонопольным органом Autorità Garante della Concorrenza e del Mercato (AGCM), а также материнская компания Eni оштрафована еще на 1,7 млн евро за злоупотребление доминирующим положением на итальянском рынке биополимеров, охватывающее период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2023 года.
Согласно расследованию AGCM, Novamont ввел положения об эксклюзивности в соглашениях о поставках своих полимеров Mater-Bi, что искусственно ограничивало конкуренцию.
Novamont впервые выпустил биоразлагаемый пакет из материала Mater-Bi в 1992 году. В AGCM обнаружили, что в период с 2018 по 2023 год полимеры Novamont для производства сумок имели в стране долю рынка более 50% и более 70% в сегменте сверхлегких сумок для фруктов и овощей.
Novamont поддерживает европейский проект TERRIFIC по продвижению биополимеров Изображение: Novamont
Согласно действующему в Италии закону, все сумки для покупок и сверхлегкие сумки с 2006 года должны быть биоразлагаемыми и компостируемыми. Сверхлегкие пакеты также должны содержать не менее 60% вторичного, возобновляемого сырья. Эти требования являются частью выполнения Италией Директивы ЕС 2015/720 в национальное законодательство, которая направлена на сокращение потребления легких полимерных пакетов в странах ЕС.
AGCM обнаружила, что Novamont создал двухуровневую систему соглашений о поставках, налагающую положения об эксклюзивности как на переработчиков, так и на крупных розничных торговцев.
Переработчикам не разрешалось покупать полимер, отличный от Mater-Bi, что, соответственно, лишало конкурентов Novamont доступа на итальянский рынок. Всего на данных переработчиков приходилось около 52% национального спроса на биополимеры для выпуска хозяйственных сумок и 70% спроса на сверхлегкие пакеты.
Крупные розничные торговцы были обязаны покупать исключительно пакеты Mater-Bi у производителей, сотрудничающих с Novamont. В период проверки крупные розничные торговцы, работающие по контракту с Novamont, обеспечивали 44% от общего спроса на сумки для покупок и сверхлегкие сумки в секторе розничной торговли и до 51% выручки, полученной переработчиками, связанными с Novamont.
«Данная система привела к исключающей практике, нацеленной на конкурентов Novamont. Компания создала „круговой механизм“, который стимулировал новообращенных принимать условия эксклюзивности, пока крупные розничные торговцы соглашались покупать сумки Master-Bi исключительно у новообращенных, связанных с Novamont; и, в свою очередь, стимулировал крупных розничных торговцев принимать условия эксклюзивности, пока большинство переработчиков поставляли сумки Master-Bi», — говорится в заявлении AGCM.
В заявлении AGCM отмечается, что Novamont препятствовал развитию честной конкуренции на национальных рынках производства и продажи биополимеров и фактически мешал конкурентам найти рынки сбыта для своей продукции.
«По-настоящему конкурентный рынок в секторе биополимеров имеет важное значение для достижения экологических целей, установленных европейскими и национальными политиками. Эффективная конкуренция позволит появиться альтернативным, более эффективным биопластикам и будет способствовать доступности более устойчивых продуктов, предлагая улучшенное качество или более низкие цены», — поясняли в AGCM.
Компания Novamont выразила «удивление и сожаление» в ответ на решение AGCM и заявила, что «категорически не согласна» с решением, добавив, что будет отстаивать свои права в судебных разбирательствах.
«В своем окончательном решении AGCM не учел логику, типичную для инноваций. В ходе разбирательства Novamont четко продемонстрировал, почему выдвинутые возражения были необоснованными, и представил все доказательства, подтверждающие, что его коммерческая практика была справедливой и направлена на защиту инноваций, качества и ценности на итальянском рынке», — говорится в заявлении Novamont.
В сообщении компании отмечается, что данное решение препятствует научным исследованиям, технологиям и поиску устойчивых материалов в соответствии с экологическим переходом в Италии, что вместо этого будет способствовать росту импорта, который не всегда сопоставим по качеству.
Novamont был приобретен компанией Versalis (подразделение Eni по выпуску полимеров) в 2023 году. Компания получила преимущество, став одним из первых игроков на мировом рынке биополимеров.