Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) на Форуме-выставке новых материалов и технологий «AMTEXPO-2024», которая проходит в Технополисе «Сколково», представила линейку разработанных конструкторским бюро «Алмаз» проектов судов и их компонентов, созданных с использованием полимерных композиционных материалов, сообщается в пресс-релизе ОСК.
КБ «Алмаз» в 2000 году начал разработки с применением полимерных композиционных материалов, и сегодня по этим проектам на предприятиях ОСК строятся серии кораблей проекта 20385, самых габаритных в мире тральщиков с монолитным корпусом из композиционных материалов проекта 12700, катеров для МЧС России.
ОСК представила в «Сколково» проекты судов и кораблей из композиционных материаловИзображение: пресс-служба АО «Объединенная судостроительная корпорация»
В реализации проектов принимают участие предприятия ОСК: Амурский судостроительный завод, «Северная верфь», Средне-Невский судостроительный завод и судостроительный завод «Вымпел».
Разработки в области данных перспективных технологий представил главный инженер конструкторского бюро ОСК «Алмаз» Михаил Алешин, который перечислил плюсы применения полимерных композиционных материалов (ПКМ) по технологии ОСК в гражданском судостроении, такие как высокая удельная прочность, высокая удельная жесткость, низкая теплопроводность (возможность отказаться от изоляции и снизить тепловое поле судна), хорошая звукоизоляция, радиопоглощение и вибродемпфирование (снижение акустического поля, снижение вибрации двигателей), а также антикоррозийные свойства, позволяющие снизить стоимость техобслуживания судна из ПКМ, в отличие от стального.
«Главная цель применения композитов в судостроении — это уменьшить вес судна, что приведет к увеличению его скорости и повышению КПД. Именно применение комбинированных видов материалов (сталь, алюминий, стеклопластик) дает повышение характеристик по скорости хода и увеличению полезной нагрузки судна. Замечу, что нам удалось почти на 100% импортозаместить компоненты композитов на отечественные материалы», — отметил в своей презентации Михаил Алешин.
Основные проекты конструкторского бюро ОСК «Алмаз» с использованием полимерных композитов условно делятся на две категории. Первая категория — это суда, полностью создаваемые из ПКМ (катера МЧС, прогулочные суда, высокоскоростные яхты и яхты премиум-класса, рыболовные суда).
Вторая категория — это надстройки из полимерных композиционных материалов. Такие модульные ПКМ-конструкции устанавливаются на металлический корпус судна и позволяют говорить о комбинированных судах с ПКМ как об отдельном перспективном виде.
В ОСК отмечают, что применение комбинированных конструкций из ПКМ в судостроении позволяет добиться повышения эффективности и гибкости производственных и технологических процессов за счет модульности и унификации таких конструкций.
В сочетании с принципом «распределенной верфи», который широко используется на предприятиях ОСК, достигается сокращение сроков строительства и повышение производительности, при этом получив снижение стоимости итоговой продукции.
Говоря о перспективах комбинированного судостроения с применением надстроек из композитов, главный инженер ЦМКБ «Алмаз» ОСК привел в пример возможности ОСК проектировать верхние ярусы надстроек круизных лайнеров, а также увеличивать высоту надстроек транспортных судов.