Переработчики пожаловались в Минпромторг на дефицит МДИ в России

Представители сразу нескольких отраслей промышленности — автомобильной, строительной и производители бытовой техники — обратились к министру промышленности Антону Алиханову с просьбой проработать вопрос нехватки метилендифенилдиизоцианата (МДИ), широко используемого при производстве полиуретана (ПУ) для их продукции, сообщили РБК со ссылкой на письмо, которое подписали более 20 компаний («ТЕХНОНИКОЛЬ», «Беко», «Вератек», «РусТА», «Верахим» и др.).

МДИ используются, например, в производстве монтажных пен, герметиков, наливных полов, труб, комплектующих холодильников и автозапчастей, рост дефицита которых наблюдается на внутреннем рынке после введения в конце июня этого года 14-го пакета санкций ЕС. Сегодня МДИ в России не производятся в промышленных объемах, весь объем потребляемого сырья «на 100% импортозависим», указано в письме.

Китайские поставщики МДИ не могут удовлетворить внутренний спрос, а также уменьшают экспорт МДИ, иногда и полностью останавливая их из-за проблем с проведением банковских платежей.

Авторы обращения указывают на то, что недавно крупнейший поставщик из Китая, Wanhua Chemical Group, сообщил о полной остановке приема заказов на поставку сырья в Россию и Белоруссию.

«Это решение стало потрясением для отрасли, так как, с учетом ограниченности складских запасов у участников рынка и ограниченного срока хранения МДИ, сохранение данной ситуации в течение нескольких ближайших месяцев повлечет за собой риски остановки и банкротства действующих производств», — опасаются авторы обращения.

По результатам исследований эксперты вычислили установившуюся теплопроводность плит LOGICPIR PROF на основе пенополизоцианурата Плиты LOGICPIR PROF производства корпорации ТЕХНОНИКОЛЬ на основе пенополизоцианурата (ПИЦ)Изображение: «ТЕХНОНИКОЛЬ»

Кроме того, поставщики из Саудовской Аравии, например компания Sadara Chemical, до сих пор не подтвердили возможность поставки сырья в Россию. Помимо Wanhua МДИ в Россию поставляли немецкая BASF, американские Huntsman и Dow, японская Mitsui Chemicals и Sadara из Саудовской Аравии. Поставки сырья в последние годы показывали стабильный рост — с 154 тыс. т в 2020 году до 196 тыс. т в 2023-м (+27%).

Перспективы производства МДИ в России

Авторы обращения напоминают, что необходимость организации производства МДИ в России обсуждается уже несколько лет и данный вопрос был включен в перечень приоритетных направлений реализации Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса до 2030 года, утвержденной в 2014 году. О планах создания таких мощностей говорили крупные игроки, среди которых — СИБУР, «РТ-Химкомпозит», Башкирская содовая компания (БСК), «Химпром», ТАИФ, «ЕвроХим».

Наибольших результатов в вопросе запуска собственного производства МДИ в России достиг СИБУР, который прорабатывает этот вопрос еще с 2007 года и перешел к реализации пилотного проекта по отработке необходимой технологии.

Как сообщили РБК в пресс-службе СИБУРа, компания все еще продолжает разработку технологии производства МДИ: «В четвертом квартале 2024 года на площадке партнера планируется запуск опытно-промышленной установки. На основании результатов пилотирования будет принято решение о проектировании первой коммерческой (демонстрационной) мощности».

Авторы письма указывают на то, что в текущих условиях необходимо обеспечить повышение приоритета запуска инвестпроекта по производству МДИ в России — это позволит внутреннему рынку «обрести сырьевую и технологическую независимость», в том числе с учетом государственных задач по развитию импортозамещения и высокотехнологичных предприятий.

По их мнению, причина, по которой запуск проекта постоянно откладывается, заключается в том, что сроки окупаемости такого проекта «могут не устроить частных инвесторов». «В этом мы видим основную причину вновь и вновь откладывающегося старта проекта, — рассказал РБК Сергей Колесников, совладелец и управляющий партнер „ТЕХНОНИКОЛЬ“. — И на вопрос строительства завода с целью обеспечения стратегической сырьевой безопасности при доступности импорта ранее, видимо, серьезно не смотрели, для решения этой задачи необходимо было применять специальные подходы и меры поддержки».

Горохов также подчеркнул необходимость вернуться к вопросу производства данного компонента на территории России. Но объем инвестиций в такого рода производство превышает 3 млрд долл., утверждает он: «Проект такого масштаба невозможно осуществить без участия государства в виде каких-то госгарантий или даже прямых инвестиций. Помимо всего прочего, проект очень высокотехнологичен. Но если в этот период мы не сделаем задел для начала производства и не покажем промышленности, что такой продукт в стране будет и надо только потерпеть, то это лишь усугубит ситуацию».

Без господдержки построить такой завод будет затруднительно, подтверждает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс». «Рынок России мал, а экспортных перспектив на фоне санкционных ограничений у продукта не будет», — поясняет он. При должном уровне поддержки и инвестициях в размере 300–450 млн долл. за три-четыре года возможно создать предприятие мощностью 100 тыс. т МДИ в год. Правда, технологию придется добывать сложными путями и со значительной переплатой, так как западные, а теперь и китайские контракторы не рискнут взяться за подготовку документации и исполнение контракта EPC».

Производители также попросили министра оказать содействие на всех уровнях взаимодействия России и Китая по возобновлению приема заказов на поставки МДИ, помочь договориться с Sadara Chemical o начале отгрузок, решить вопросы, связанные с проведением оплаты за МДИ в банках Китая по внешнеторговым сделкам.

Цены на МДИ и ТДИ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *