Минприроды обяжет всех регоператоров по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) продавать вторсырье с 1 сентября только через электронные площадки, интегрированные с отраслевой информационной системой ФГИС УТКО, что должно позволить избежать серых схем и гарантировать, что «отходы отправляются на переработку, а не на свалку», пишет «Коммерсантъ».
В новом механизме пока сохранится лазейка для сборщиков макулатуры, а участники рынка указывают на слабую готовность к торгам электронных площадок и необходимость оплаты 1% с каждой сделки. Впрочем, очевидно, что совершенствование учета станет следующим шагом регулятора в ужесточении контроля над мусорной отраслью в попытке выстроить экономику замкнутого цикла.
«Новая система позволит увидеть реальные объемы образования вторсырья. На данный момент мы сортируем более 27 млн т, то есть 57% бытовых отходов, а утилизируем 14% из них. В 2024 году доля обработки составила 55,1%, доля утилизации/обезвреживания — 14,3% (в 2023 году — 53,4 и 13% соответственно)», — добавила гендиректор ППК РЭО Ирина Тарасова.
Ирина Тарасова, генеральный директор «Российского экологического оператора» (РЭОИзображение: пресс-служба РЭО
Все вторичные ресурсы, полученные при раздельном накоплении и обработке твердых коммунальных отходов (ТКО), должны реализовываться исключительно через электронные площадки или организованные торги — поправки об этом внесены в законы об отходах и об охране окружающей среды еще в 2024 году, а в июле 2025-го они дополнены Постановлением Правительства № 1022, легализующим передачу или продажу вторсырья только через электронные площадки, интегрированные с федеральной государственной информационной системой учета ТКО (ФГИС УТКО); требования вступают в силу 1 сентября 2025 года.
За нарушения предусмотрена административная ответственность: ИП грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., юрлицам — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. Инструментом для отслеживания будет сама ФГИС УТКО, куда уже попадают данные о том, сколько отходов сортируется: мусоровозы обязаны проходить весовой контроль с датчиками автоматической передачи информации в информсистему.
Исключены из требований только отходы, которые используются в энергетической утилизации (на мусоросжигательных заводах) и для производства искусственных грунтов. Также новые правила не касаются пунктов приема вторсырья и фандоматов. Вводимые требования должны сделать прозрачным жизненный цикл вторичных ресурсов.
«Механизм нужен для того, чтобы точно понимать, кто, когда и кому передал вторсырье — например, пластик, стекло или бумагу, полученные после сортировки ТКО. Это поможет избежать серых схем, сократить потери полезных материалов и гарантировать, что отходы действительно отправляются на переработку, а не на свалку», — отметил заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Буцаев.
Новый механизм — часть процесса донастройки системы расширенной ответственности производителей и учета отходов, анонсированной еще на этапе разработки концепции в 2022 году, поясняет заместитель гендиректора ГК «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова.
По ее словам, после заведения в реестр утилизаторов и доскональной проверки их реальных возможностей регулятор запускает контроль потоков вторичных материальных ресурсов, благодаря чему невозможно будет использовать для утилизации сырье без подтвержденного происхождения.
Впрочем, полного понимания, как будет работать система, пока на рынке нет, указывает PR-директор «Хартия» Ирина Левакова: «Основное неудобство — это недоработанность электронных площадок, потеря 1% суммы (регоператору придется заплатить этот процент за каждую сделку) и отсроченные платежи (деньги сначала получает площадка и только потом перечисляет продавцу)».
При этом, несмотря на пробелы нового механизма, в условиях активизации мусорной реформы Минприроды вряд ли отступит от курса на усиление требований к участникам рынка, поэтому решать возникшие сложности, скорее всего, будут в рабочем режиме.
Новые правила коснутся всех региональных операторов и операторов по обращению с ТКО, занимающихся обработкой отходов.