Осталось чуть более 70 дней до того, как все переработчики полиэтилентерефталата (ПЭТФ) в странах ЕС должны будут включать 25% вторичного сырья при производстве бутылок для напитков, однако рынок описывается как «находящийся в хаосе» из-за огромного уровня неопределенности вокруг директивы о цикличной переработке, сообщает европейский источник.
Выступая на саммите International Gate, старший редактор ICIS по вопросам вторичной переработки Мэтт Тадболл (Matt Tudball) сообщил, что появление законов с указанием штрафов со стороны государств — членов ЕС может прояснить ситуацию.
Мэтт Тадболл, старший редактор вопросам вторичной переработки ICIS Изображение: ICIS
В настоящее время установленные директивой цели включают: 77% раздельного сбора бутылок к 2025 году, с ростом до 90% к 2029 году, 25% обязательного содержания переработанного материала в ПЭТ-бутылках с 2025 года, а также 30% обязательного содержания вторично переработанного материала в пластиковых бутылках с 2030 года.
Однако меньше чем за три месяца до вступления в силу цели на 2025 год отрасль не знает, какие штрафы будут применены за невыполнение данного показателя.
«Сегодня ни одно государство ЕС четко не определило, что произойдет, если производители напитков не увеличат долю вторично переработанного ПЭТФ (в-ПЭТФ) до 25%, но, если одно или несколько из них это сделают, это может стать катализатором, который привлечет больше переработчиков, производителей преформ и брендов напитков на рынок в-ПЭТФ», — отметил Мэтт Тадболл.
Также неясно, как каждая страна будет проверять объем вторично переработанного материала, используемого в бутылках. Некоторые государства-члены заявили, что будут рассчитывать 25% вторичного содержимого по бутылкам, некоторые — по производителям, а некоторые — как среднее значение всех бутылок для напитков, ежегодно размещаемых на национальном рынке. Это может вызвать серьезные проблемы с планированием для любого бренда напитков, размещающего бутылки в нескольких странах, если правила для каждой страны будут разными.
«Штрафы должны быть значительными, чтобы побудить к действиям. Например, налог в Великобритании, который в 2022 году был установлен в размере 200 фунтов стерлингов за тонну, не смог убедить некоторых покупателей отказаться от первичного пластика», — сказал Мэтт Тадболл, приведя в пример налог на пластиковую упаковку.
Из-за более высокой стоимости вторично переработанных полимеров, таких как бесцветные хлопья в-ПЭТФ, многие просто платили налог и использовали первичный ПЭТФ, потому что он был дешевле, чем покупка в-ПЭТФ.
«Европейская бюрократия подрывает конкурентоспособность вторичного ПЭТФ, затрудняя доступ государств-членов к достаточному капиталу для инноваций. В такие неспокойные времена и для успеха цикличности крайне важно, чтобы отрасль переработки вторичного ПЭТФ получила определенность от государств — членов ЕС относительно штрафов за несоблюдение», — сказал Антонелло Чиотти (Antonello Ciotti) из ассоциации Petcore Europe.
Эксперты констатируют, что отрасль уже вложила значительные средства во вторичную переработку и для некоторых это стало обузой. Затраты стали проблемой, и в результате мощности простаивают. Тем не менее по всей Европе наблюдается нехватка инвестиций в системы сбора и сортировки отходов.
Цены на первичный и вторичный ПЭТФ