Турбулентность последнего года сказалась на потребителях полимеров и на полимерной индустрии. Самое тяжелое положение дел — в автопроме: в 2022 году продажи и производство легковых автомобилей в России сократились почти на 56%. Многие производители приостановили работу или ушли из страны. По оценкам экспертов, отрасль сможет вернуться на прежние объемы выпуска только к 2029 году, рассказал в своем интервью Владимир Зимовцев, директор Маркетинга и развития продаж СИБУРа.
По оценке СИБУРа, российский рынок FMCG за последний год изменился значительно — ушло много международных брендов, кроме того, изменилось потребительское поведение: покупатели чаще стали выбирать товары, ориентируясь больше на цену, чем на бренд или сложившиеся привычки. Это повлияло на рынок упаковки, который по итогам года снизился на 3,6% по сравнению с 2021-м. Однако эти изменения создали и ряд возможностей, в первую очередь в части замещения импорта.
Владимир Зимовцев, директор Маркетинга и развития продаж СИБУРФото: СИБУР
Российские производители начали занимать освободившиеся ниши, что дало повышение спроса на упаковочные материалы. Анализ поведения потребителей показывает, что отечественные товары востребованы. По данным аналитической компании Nielsen, 47% опрошенных покупателей с начала года частично или полностью перешли на локальные бренды или товары местного производства.
В строительстве с осени 2022-го в СИБУР видно падение объемов потребительских расходов. Снижение составляет 10–15% относительно 2021 года. При этом объем ввода жилья в 2022-м увеличился на 9,7% — до 102 млн м2, 56% из которых приходится на сегмент индивидуального жилищного строительства.
Падение расходов связано с запросом потребителей на доступные материалы для ремонта и отделки, цены на которые растут из-за большого объема импорта, который теперь включает дополнительные затраты на усложнившуюся логистику и преодоление ограничений. Зачастую покупатели просто отказываются от ремонта из-за слишком больших расходов на него. Производители в этой ситуации ищут возможности импортозамещения полимеров, например в сегментах добавок для бетонов или гидроизоляции.
«Экономика страны проходит стадию структурных перемен: изменяются параметры спроса и предложения. Производители ищут новые точки роста, перестраивают бизнес-процессы, меняют производственные и инвестиционные планы, входят в работу с импортозамещением. Уверен, сегодня особенно важно понимать, как именно меняется индустрия, поддерживать диалог с переработчиками и конечными потребителями, помогать в импортозамещении, решении проблем с поставками материалов, искать новые рыночные ниши. Мы вместе можем не только справиться с вызовами, но и создать базу для роста — запуска новых мощностей, дополнительной загрузки существующих производств», — говорит Владимир Зимовцев.
«Учитывая поддержку со стороны государства, госзаказы на модернизацию ЖКХ и инфраструктурные проекты, мы рассчитываем, что объемы строительства и спрос на полимеры в этой отрасли сохранятся на уровне 2022 года. В упаковке основное восстановление начнется во второй половине текущего года за счет продолжения импортозамещения и дополнительного образования новых логистических цепочек. В автопроме, как я уже отметил, объемы производства и продаж будут восстанавливаться как минимум пять лет», — считает Владимир Зимовцев.
В медицине растет фокус на импортозамещение. Частный сектор заинтересован локализовать сырьевое обеспечение, чтобы снизить логистические и санкционные риски. Государство же продолжает способствовать созданию локальных производств, предлагая льготные условия кредитования инвесторам, а также открывая новые конкурсы, параллельно ограничивая долю импортных госзакупок законодательно. В 2023 году СИБУР ожидает планомерного роста потребления полимеров в медицинской отрасли, но, конечно, многое будет зависеть от макроэкономической конъюнктуры и других факторов.
Полный текст интервью