Компании ПКФ «Атлантис-Пак» (г. Ростов-на-Дону) пришлось отказаться от инвестпланов по строительству завода сосисочной оболочки в Калининградской области, ориентированного на европейский рынок, из-за санкций. В то же время предприятие сохраняет планы по увеличению объемов производства, так как спрос в России и в мире есть, нерешенным остается вопрос, где наращивать мощности. Об этом в интервью изданию «Город N» рассказал гендиректор ПКФ «Атлантис-Пак» Игорь Переплетчиков.
В 2022 году ПКФ «Атлантис-Пак» увеличил чистый объем продаж на 23% — до 16 млрд руб., этот рост соответствует росту продаж в натуральных показателях. За прошедший год из-за санкционных ограничений доля экспорта в продажах компании снизилась с 51 до 40%. При этом рентабельность продаж к концу года начала снижаться — отмена пошлины на импортные оболочки и пленки, которая была необходимой мерой в начале 2022 года, к концу года, когда параллельный импорт наладился, привел к тому, что отечественные производители оказались в невыгодном положении по затратам по сравнению с европейскими конкурентами.
Игорь Переплетчиков, генеральный директор ПКФ «Атлантис-Пак» Фото:
«Год был очень сложный, но ценой невероятных усилий нам удалось преодолеть планку в 16 млрд руб. по чистому объему продаж, рост к 2021 году — 23%, это примерно соответствует росту, который произошел в натуральных показателях. В конце прошлого года вышел очередной, 8-й пакет санкций, который запретил поставки оболочки из России в Европу. В ожидании этого запрета все наши европейские партнеры стали формировать складские запасы, мы отгружали им больше, чем обычно потребляет рынок. Поэтому в целом на круг в 2022 году европейские поставки даже немного выросли. С одной стороны, это говорит о доверии к компании и востребованности нашего продукта, с другой — является перестраховочной мерой со стороны контрагентов. Это был временный тренд», — рассказал Игорь Переплетчиков.
После начала СВО компании пришлось сделать смещение акцентов с Европы на другие рынки. В первую очередь — на отечественный, поскольку европейские производители оболочек тоже попали под европейские санкции и ограничили поставки в РФ. Преимущество компании на отечественном рынке сегодня в том, что ПКФ «Атлантис-Пак» — единственная компания в стране, да и в мире, которая производит полный спектр пластиковых оболочек для любых мясных продуктов, от супербарьерных до проницаемых.
ПКФ «Атлантис-Пак» несколько лет подряд активно развивает продажи в регион Юго-Восточной Азии. Продажи компании в Индонезии за последний год удвоились, сегодня это свыше 4 млн долл. в год.
«За прошлый год продажи пленок у компании выросли на 35%, но по доле рынка в этом сегменте компания пока занимает пару процентов. Что касается рынка оболочек, здесь результат более значимый. В 2021 году доля экспорта составляла 51%. При этом продажи у нас росли и внутри России, но доля продаж на экспорт все равно оказалась больше. 2022 год мы закончили с показателями, когда 60% — это продажи на внутреннем рынке», — пояснил Игорь Переплетчиков.
«Атлантис-Пак» стал новым участником Союза переработчиков пластмасс
По словам руководителя «Атлантис-Пак», сегодня нулевые пошлины на импорт пленок работают против российских производителей. Особенно в момент, когда рубль был достаточно крепким, доходило до очень странных конфигураций, когда наша рублевая цена оказывалась выше, чем цена импортной оболочки из ЕС со всеми транспортными издержками.
Сегодня для производства пленок большая часть сырья импортируется, и получается, что компании вынуждены при помощи параллельного импорта ввозить сырье, оно автоматически становится значительно дороже. Потом на эту повышенную стоимость заплатить пошлину (за ввоз сырья) и из этого очень дорогого сырья произвести продукцию. А далее конкурировать на рынке с продукцией западных стран, которую в ЕС делают из того же сырья, но покупают его без пошлин и затем беспошлинно поставляют в РФ.
«Еще несколько месяцев такого состояния дел, и отечественная упаковочная отрасль окажется в нехорошей ситуации. Мы в невыгодном положении по затратам по сравнению с европейскими конкурентами. В области колбасных оболочек тоже все непросто: нам на выручку пришли китайские товарищи, их продукция, пусть и уступающая нашей по уровню качества, и так была очень дешевая, а сейчас они получили возможность завозить оболочку без пошлин», — утверждает Игорь Переплетчиков.
По оценке «Атлантис-Пак», рынок колбасной оболочки в России на 60% обеспечен продукцией отечественного производителя, а в области высокобарьерных пленок, наоборот, 60% — это импорт. Потребность в обычных простых небарьерных пленках РФ обеспечивает в основном за счет внутреннего производства. Поэтому здесь производителям относительно легко переключаться на другого поставщика, когда экономика процесса их к этому стимулирует. Если китайская или польская пленка гораздо дешевле и при этом обеспечивает приемлемый внешний вид, то выберут ее.
В 2022 году в «Атлантис-Пак» активизировали работу по поиску и тестированию отечественных поставщиков. В результате доля импортного сырья почти не поменялась в стоимостном выражении и по-прежнему составляет около 60%. Зато в натуральных показателях доля российского сырья увеличилась на 10% и достигла 57%. Импортозамещение становится эффективным, а значит, влияет на повышение рентабельности бизнеса только тогда, когда отечественный производитель выигрывает на пошлине.
Полный текст интервью