Амурский ГХК завершил пятилетнюю кампанию по доставке оборудования

Амурский газохимический комплекс (АГХК, СП СИБУР и SINOPEC) официально завершил пятилетнюю кампанию по доставке крупногабаритного и тяжеловесного технологического оборудования, которая стала одним из наиболее масштабных логистических проектов в истории российской промышленности, сообщила пресс-служба СИБУРа.

На строительную площадку АГХК в Свободненском районе (Амурская обл.) с 2021 по 2025 год было доставлено более 450 уникальных агрегатов общим весом свыше 40 тыс. т. Финальная партия из 57 единиц оборудования для установки производства полипропилена (ПП) общим весом около 2200 т была доставлена в июле 2025 года.

«План поставки ключевого технологического оборудования выполнен полностью. Это позволяет обеспечить строительные подразделения материально-техническими ресурсами для достижения требуемых показателей прогресса и главной цели — запуску комплекса и получению первой продукции в 2026 году», — подчеркнул генеральный директор Амурского ГХК Сергей Сергеев.

Амурский ГХК завершил уникальную для российской промышленности кампанию по доставке крупногабаритного и тяжеловесного технологического оборудованияАмурский ГХК завершил уникальную для российской промышленности кампанию по доставке крупногабаритного и тяжеловесного технологического оборудованияИзображение: пресс-служба СИБУР

Нестандартные решения для нестандартных грузов

Чтобы доставить крупногабаритное и тяжеловесное оборудование на площадку строительства, была разработана логистическая концепция с использованием комбинированного маршрута транспортировки. От портов отгрузки оборудование и грузы доставлялись морскими судами до порта Де-Кастри (Хабаровский край), где перегружались на баржи и далее буксировались по рекам Амур и Зея до причала разгрузки в Свободненском районе. Затем оборудование транспортировалось специальным автотранспортом на площадку АГХК.

Кампания стартовала в 2021 году с доставки крупнотоннажного оборудования для установки пиролиза. Колонна водной промывки пирогаза длиной более 80 м и весом 1500 т стала самым массивным оборудованием, которое когда-либо транспортировалось по внутренним водным путям РФ. Другой агрегат — колонна выделения товарного пропилена — при массе 968 т отличалась выдающейся длиной в 111 м.

Уникальные характеристики оборудования потребовали применения специальных подходов к его транспортировке.

«Пришлось решать комплекс задач, чтобы доставить груз на площадку в нужные сроки. В мире существует небольшое количество морских судов, на которые можно погрузить оборудование таких размеров. Эти суда крайне востребованы на рынке. Поэтому переговоры и стыковка графиков велись еще до начала строительства», — комментирует Сергей Писарев, руководитель по закупкам и логистике СИБУРа.

Помимо полупогружного судна были зафрахтованы четыре крановых судна, так называемые хэвилифтеры. И все это только для первой части маршрута негабаритов — морской. Вторая часть маршрута проходит по дальневосточным рекам Амур и Зея.

Однако имеющийся в регионе речной флот не позволял осуществить доставку крупнейших грузовых единиц в гидрологических условиях реки Зея, где не могут эксплуатироваться суда с большой осадкой. В этой связи в 2020 году было запущено строительство специальной баржи «Томск», спроектированной специально для условий амурского бассейна. Баржа «Томск» стала прорывным инженерным решением для региона. Она обеспечила возможность перевозки КТГ весом до 1500 т, имея осадку всего в 1 м.

«Река Зея — узкая, с многочисленными перекатами. Требует и углубления фарватера на мелководье, и постоянной корректировки карт судовых ходов в связи с тем, что ее фарватер может меняться несколько раз за навигацию. Кроме этого, осуществляется ежедневный контроль уровня воды и прогноза погоды — факторов, которые на этапе транспортировки тяжеловесного негабаритного оборудования являются основополагающими», — комментирует Роман Максимов, руководитель практики по логистике СИБУРа.

За пять лет кампании специалистам приходилось сталкиваться как с периодами обмеления реки, так и с паводками. Непредсказуемость уровня воды в реке требовала постоянной координации между различными государственными ведомствами и подразделениями АГХК.

Позже, в 2022–2024 годах, тем же маршрутом на площадку также были доставлены негабаритные грузы, вес которых превышал 400 т: это реакторы полимеризации этилена, колонна продувки микрогранул полиэтилена, паровые котлы (бойлеры) высокого давления, а также модули печей пиролиза и компрессора пирогаза.

Наземная логистика: ночная доставка и разбор путепровода

Выгрузка крупнотоннажных грузов осуществлялась на временном причале на реке Зея, расположенном в 14 км от площадки строительства. На причал были доставлены краны грузоподъемностью 1350 и 750 т, а также специализированный транспорт — самоходные и несамоходные транспортеры, полуприцепы и тягачи.

Работа по приему грузов на причале была крайне интенсивной: необходимо было максимально воспользоваться «окнами» речной навигации. Для временного хранения и подготовки оборудования к наземной перевозке вблизи причала была обустроена площадка с высокой несущей способностью.

Доставка грузов шириной более 4,5 м требовала полного перекрытия движения по региональной автодороге «Амур». Чтобы доставить грузы максимально безопасно и с минимумом неудобств для жителей Свободного, перевозка негабаритов проводилась ночью с привлечением специальных автомобилей сопровождения и экипажей ГИБДД.

Региональную автодорогу, по которой осуществлялась транспортировка, пересекает железнодорожный путепровод. Транспортная высота нескольких единиц оборудования превышала 14 м, тогда как высота путепровода составляла порядка 11 м. Необходимо было применить уникальные технические решения, предусмотренные еще на этапе проектирования путепровода, задолго до начала процесса транспортировки КТГ.

Для временного демонтажа железнодорожного пролета впервые в РФ была задействована мобильная конструкция на основе самоходных модульных транспортеров типа SPMT. После прохода каравана с грузом в кратчайшие сроки производился обратный монтаж пролета и обязательные технические освидетельствования для продолжения движения железнодорожных составов.

«Доставка такого объема уникального оборудования — не просто вызов, но и демонстрация зрелости российской проектной логистики. В логистических операциях были задействованы сотни людей: экипаж морских судов и речных буксиров, специалисты по грузовым операциям и наземной транспортировке, команды, которые проводили изыскательские и гидрографические работы. Это и огромное количество инженеров, так как процессы требуют детальных расчетов, сотрудников по промышленной безопасности и охране труда, по медицинской безопасности, в целом это труд очень многих людей», — подчеркнул генеральный директор Амурского ГХК Сергей Сергеев.

Завершение кампании по доставке крупнотоннажного оборудования знаменует переход к следующему этапу — монтажу технологических линий и подготовке к пусконаладочным работам. На сегодняшний день строительная готовность комплекса превышает 82%. Первый полиэтилен на Амурском ГХК планируется получит в 2026 году, полипропилен — в 2027-м. Продукция будет поставляться не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *